вступление
детство
внешность
семья
по следам поэта
герой народа
ссылки

Стрела.

Я бросил в небо меткую стрелу
И ласточку подранил в вышине.
К ногам моим упала, трепеща,
И жалко бедной птицы стало мне.

Стрела пернатая, лети опять,
Через леса и горы правь полёт.
Не ласточек сбивать стреле в пути-
Коварного врага пускай найдёт!
          Герой народа          

О детстве и юности Салавата на Южном Урале, особенно в Башкирии, бытует много преданий. Большое место в них отводится силе, ловкости, сообразительности героя. Он всегда выходит победителем на состязаниях: быстрее всех скачет на коне, метко стреляет из лука, ему нет равных среди сверстников в борьбе. Очень популярны рассказы о поединках юного батыра с орлами, волками, но особенно часто о схватке Салавата с медведем. Эти юношеские подвиги Салавата способствовали превращению его в настоящего батыра, сила и ловкость которого наполняли радостью сердца соотечественников, видящих в нем своего избавителя и связывающих с ним надежды на будущее. Образ Салавата представляется в традиции народных преданиях о сильных людях-батырах. Характерен в этом случае показ богатырской внешности и большой силы героя. "Салават здоровенный был, двадцать два пуда с половиной тянул. Поставной такой, белорусый, красивый. Он сильный человек был. ,За лошадь за хвост или за колесо за ноздри к хвосту лошади привязали, чтоб лишнего не озоровал, а то он лошадь мог перевернуть". И в башкирских, и русских преданиях Салават часто изображается в возвышенном стиле, преувеличивается его сила и удаль. Первые юношеские подвиги Салавата-воина предания связывают с выступлением его против насильственного захвата башкирских земель. Когда вспыхнуло восстание Салават, направленный подавлять повстанцев, переходит на их сторону. Популярность Салавата быстро растет. Он только еще находится под Оренбургом, а слухи о его ратных подвигах распространились по всей Башкирии. Народ начинает подниматься на борьбу. Предания ярко отражают этот период, показывая связь и поддержку народом Салавата. В этом отношении выразительно башкирское сказание "Юлкай и Башаргул", рассказывающее о присоединении к Салавату башкир, живущих в долине реки Зилин. Освобождение Башкир от засилья заводчиков-колониалистов, возращение земель, захваченных насильственным и обманным путем - это объединяет вождя Салавата с народом. В войске Салавата наряду с башкирами были русские, татары, удмурты, марийцы и представители других национальностей. Русские крестьяне и работные люди видели в нем соратника царя-батюшки, избавителя народа от гнева помещиков и заводчиков. В бытующих русских преданиях и песнях о Салавате прославляются его боевые подвиги, показывается любовь русского народа к бесстраному батыру. Про жизненый путь Салавата Юлаева смотри также на www.museum.nnov.ru и на www.tatar-history.narod.ru

вернуться

© 2004 SchooL111
Hosted by uCoz